Кризис понимания. Коммуникационные разрывы в социальной структуре России
«Платформа» совместно с Центром политической конъюнктуры и Российской ассоциацией по связям с общественностью (РАСО) провели экспертную дискуссию, посвящённую проблемам взаимодействий между различными слоями общества: возникающим здесь разрывам и противоречиям. Предполагалось изучить, на каких линиях эти разрывы проявляются, обозначить основных посредников и платформы для коммуникации и понять критерии их эффективности. В мероприятии приняли участие социологи, представители медиа, PR-индустрии, политологи.
Ключевые линии дискуссии:
- кризис коммуникаций внутри общественных групп – следствие кризиса традиционных институтов, таких как представительская демократия, бюрократия и СМИ, которые в нынешнем формате перестают выполнять свои функции;
- за счёт замыкания в себе – на собственных интересах и задачах самосохранения – эти институты начинают существенно искажать транслируемые смыслы, превращать коммуникацию в «корпоративную политику»;
- сложившаяся система не может выйти из такой ситуации самостоятельно, поэтому выход – в развитии прямых форм коммуникации между участниками политического пространства на основе цифровых и других возможностей (потенциально таким инструментом может являться социология, но здесь есть целый блок отраслевых сложностей);
- примерно в таком же диапазоне критики находится понятие экспертизы, которая во все меньшей степени выполняет функцию посредника и интерпретатора;
- последнее обстоятельство также подстёгивает интерес к развитию прямых взаимодействий (иллюстрацией служит возрастающий интерес к прямым коммуникациям политиков первого уровня).
Список участников дискуссии:
| Алексей Чеснаков | директор Центра политической конъюнктуры |
| Станислав Наумов | президент РАСО |
| Алексей Фирсов | генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» |
| Мария Макушева | руководитель социологических исследований Центра социального проектирования «Платформа» |
| Юлия Грязнова | исполнительный директор НП «РАСО – связи с общественностью» |
| Олег Полетаев | представитель АНО «Цифровая экономика» |
| Светлана Стукалова | руководитель образовательной программы по коммуникации для школьников НП «РАСО – связи с общественностью» |
| Елена Жукова | доцент кафедры теории и практики общественных связей РГГУ |
| Алексей Куртов | президент Российской ассоциации политических консультантов |
| Ольга Логунова | доцент кафедры общей социологии, департамента интегрированных коммуникаций Высшей школы экономики |
| Александр Малютин | главный редактор агентства городских новостей «Москва» |
| Дмитрий Рогозин | директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС |
| Александр Сегал | заместитель заведующего кафедрой философии языка и коммуникации МГУ им. Ломоносова |
| Петр Шелищ | председатель ОСОО «Союз потребителей РФ» |
| Валентина Шилова | ученый секретарь Центра социологии управления и социальных технологий ИС РАН |
| Михаил Карягин | главный редактор сетевого издания «Актуальные комментарии» |
| Сергей Старовойтов | генеральный директор федеральной экспертной сети «Клуб регионов» |
| Михаил Крихели | директор Российской гильдии пекарей и кондитеров |
| Александр Астапов | представитель мотоклуба «Турбо Эра» |
| Татьяна Гурова | главный редактор журнала «Эксперт» |
Материалы экспертной дискуссии:
Дата публикации
15 мая, 2019