Большое будущее малого бизнеса: аналоговые барьеры и цифровые драйверы
Центр социального проектирования «Платформа» представляет исследование, посвященное развитию малого и среднего предпринимательства в России. В фокусе внимания поиск точек опоры, способных поддержать МСП в условиях изменений, преодолеть существующие барьеры и раскрыть новые возможности развития.
Методы исследования:
- всероссийский панельный онлайн-опрос: респонденты от 18 лет, проживающие в городах с численностью населения до 500 тысяч – 1 600 респондентов;
- онлайн-опрос предпринимателей: представители малого и среднего бизнеса – 1 000 респондентов;
- экспертные интервью с предпринимателями, вовлеченными в интернет-торговлю, и представителями региональных органов власти – 40 респондентов.
Ключевые выводы
Потенциал роста. Вклад МСП в российский ВВП растет и в 2024 г. составил 21,7%, но остается значительно ниже уровня развитых экономик – 62,2% в Италии, 48,2 в Канаде, 43,5 в США. Расширение сектора – стратегическая задача, так как именно он придает экономике гибкость, адаптивность и устойчивость. СРеди ключевых барьеров увеличения доли индустрии в ВВП – ориентация экономики на сырьевые отрасли и крупные корпорации; кКороткая история рынка, не выстроена предпринимательская традиция; культурные стереотипы: барьеры начать свое дело, дефицит инструментов поддержки.
Значение МСП для развития регионов. Развитие локального бизнеса имеет множество позитивных эффектов: от снижения уровня безработицы и миграционного оттока, до повышения гибкости региональной экономики и качества жизни населения. В топ-3 ключевых направления позитивных изменений под влиянием развития МСП, по мнению россиян, попали: расширение ассортимента товаров и услуг (40%), создание новых рабочих мест (37%) и расширение возможностей для досуга (26%).
Позитивная динамика и факторы развития. Более половины предпринимателей (51%) позитивно оценивают динамику развития бизнеса за последний год, при этом те, кто использует маркетплейсы в своей бизнес-стратегии практически в два раза чаще склонны к позитивным оценкам: 66% против 35%. Основными факторами, влияющими на развитие МСП, предприниматели считают спрос, платежеспособность населения (8,23 балла из 10), развитие цифровых платформ (8,08), законодательную политику в отношении МСП (7,89), конкуренцию (7,89) и финансовые условия (7,85).
Ключевые барьеры развития МСП и экосистема поддержки. Основным препятствием для развития бизнеса предприниматели считают финансы – 70% респондентов отметили хотя бы один из барьеров, входящих в эту группу – высокие налоги (32%), высокие издержки (30%), высокие арендные ставки (28%), ограниченность локального рынка (19%). Помимо финансовой нагрузки МСП беспокоят административные барьеры (45%) и конкуренция (43%). Задачи для регуляторов и цифровых платформ: снижение обязательной доли финансовых расходов и бюрократической нагрузки, поддержание условий справедливой конкуренции.
Платформенный предприниматель – новый архетип бизнеса. Цифровая трансформация меняет подходы МСП: 91% предпринимателей пользуются хотя бы одним из онлайн-каналов продаж – 70% используют маркетплейсы, 59% доски объявлений, 51% соцсети. Популярность формата работы через цифровые платформы конструирует новый тип предпринимателя – «платформенного». Он отличается гибкостью, мобильностью, устойчивостью, сильными цифровыми навыками, стремлением к ускоренному развитию и масштабированию. Такая трансформация предпринимателей может стать основой дальнейшего роста сектора МСП.